Алматинская публика встречала легенду песни впервые. Да-да –  того самого Юлия Кима, автора текстов песен широко известных  кинофильмов «Двенадцать стульев», «Соломенная шляпка», «Формула  любви», «Обыкновенное чудо», «Дульсинея Тобосская», «Пеппи –  длинный чулок», «Бумбараш», «Про красную шапочку» и ещё  нескольких десятков фильмов. Это с песней Юлия Кима дети бывшего  Союза смотрели передачу «Спокойной ночи, малыши» и многие  напевали: - А-а, в Африке реки вот такой ширины…   Сразу из аэропорта Юлий Черсанович захотел прокатиться по городу и  удивлением была его неподдельная заинтересованность историей  города, его почти детский восторг от новой и старой архитектуры, от  загадывания желания на мемориале новой площади, от  Медео и  канатной дороги на Чимбулак, от смотровой площадки Кок-Тюбе, от  Зелёного базара, и обилия вкусностей казахского гостеприимства, от  встречи с алматинскими бардами.   А мне, в свою очередь, вспомнилось детство и…  В семидесятых, когда ещё нормой для Домов культуры были  театральные кружки, мне довелось впервые услышать песенку с такими  словами  - «Негаданно, нечаянно пришла пора дороги дальней…». Она  была абсолютно кстати для нашей агитбригадной  программы – сочное  настроение, лёгкая бравада и, одновременно, какая-то грусть. Для  времени советских песен эта мне показалась какой-то особенной –  вроде бы для всех и в то же время – личная.  Так началось моё  знакомство с бардовской песней.  Фамилия автора песни была слишком  распространенной, но очень близкой мне – Михайлов (я иногда  подписывала свои стишки своим отчеством – Михайлов Н.А). И каково же  было моё разочарование, что этот псевдоним уже используется, и –  кем! – тем самым автором полюбившейся мне песни – Юлием Кимом.  Позже, уже в конце восьмидесятых, держа в руках большой виниловый  диск «Рыба-кит» стало известно, что Юлий Ким – не только известный  бард, но и драматург.  Могла ли я предположить, что спустя годы смогу организовывать  концерт Юлия Кима… Перед ответственностью организации концерта я  вспоминаю слова израильской бардессы Марины Меломед (соавтора  Юлия Кима, с которой мне посчастливилось познакомиться в 2008 на  Всемирном Слёте поэтов, бардов и музыкантов): - Волнение, испытываю  волнение от прикосновения к эпохе… Юлий Черсанович любит называть себя ходячим мифом. Многие  истории, которые он рассказывал нам - участникам «Петербургского  аккорда – 2010» - настолько яркие, что их невозможно забыть.   Например…как в 1938 году расстреляли его отца и отправили мать в  ссылку, а его увезли родственники сначала  в Калужское село  Малоярославец, а потом в небольшой городок Ташауз в Туркмении, где  он впервые вдоволь мог насладиться восточным фруктовым изобилием.  После окончания школы он возвращается в Москву поступать в  пединститут и со страху перед местными ребятами – поступает. В то  время он уже «баловался» игрой на семиструнной гитаре. По вечерам в  общежитии собирались  толпы студентов «посмотреть на студенческого  Горация» (Юлий тогда сочинил песню о Горации). Т.е. период  студенчества и стал точкой отсчёта рождения Кима – поэта, Кима –  барда. Тогда же появляются его диссидентские стихи и песня об  учителе обществоведения, который никак не мог ответить на многие  важные вопросы, и печально закончил свою жизнь под обрушившимися  на его голову томами «Капитала» Маркса.  Это был очень смелый шаг по  тем временам – исполнить такую песню на студенческом вечере… После  окончания института Кима направили на Камчатку, где за три года  жизни Юлий Черсанович показал себя прирожденным педагогом.  Он  рассказывал, что любовь к педагогике дала ему его мама, в своё время  закончившая тот же московский пединститут. В камчатском посёлке,  куда был направлен Юлий Черсанович, народу было около двух тысяч.  Посёлок на полгода был отрезан от всех дорог. Но кипучая жизнь,  организованная школьными учителями и не без участия Кима,  сглаживала и отдаленность, и бытовую неустроенность.  У них была  «маленькая пианинка», которую они перевозили из школы в клуб на  детских санках. Ставились песенные программы, устраивались  костюмированные балы… Был даже кукольный театр… Мне думается - эпоха, вместившая Юлия Кима – это не «вчера», «не  сегодня» - это «всегда». Он всегда в приподнятом настроении, как  будто за его плечами, в его «вчера» не было тяжелого детства, ареста  родителей, неприятия его фамильной принадлежности, нескольких лет  Камчатки, диссидентства… А остаются навсегда – на лету схватываемые  песни о море и моряках, о пиратах, шутах и гусарах, о далёких  странах  и городах… Он  - как будто песенный полиглот, использующий  бардовский язык, понятный любой аудитории.  Его творчество сквозит  наблюдательностью, умением синтезировать реалию и выдумку.  Странно, но в биографии Юлия Кима не стоит на первом месте тяжесть  пережитых проблем, он как будто ставит отражатель проблемам своими  пьесами, стихами и песнями. Наверное, решать формулу жизни таким  образом - привилегия сильного человека. И, может быть, поэтому на  встрече с Кимом зал и автор легко стали единым целым. Рассказы,  шутки, песни Юлия Черсановича и дыхание аудитории – всё в ритме  отличного настроения. Прямо по-шекспировски – перетекание жизни в  театр и в обратном направлении… Накануне приезда Кима мы проехались по книжным магазинам города в  поисках сборников его стихов и песен, но, увы, ничего не нашли.  Пришлось старую, немного потрёпанную книжку Юлия Кима «Мозаика  жизни», которая моей рукой была исчиркана карандашом ещё лет  десять назад, предложить для автографа… Наблюдая за происходящим на сцене, я была поглощена его  искрометными рассказами-размышлениями, остроумными ответами на  вопросы, и сама невольно начала размышлять об истоках  успешности  Кима, и пришла к выводам – он интересен всем: театралам – как мастер  перевоплощения, музыкантам -  как тонкий ценитель интонирования,  поэтам – как чуткий хранитель слова, детям – как автор детских  настроений, бизнесменам – как человек-загадка, собирающий полные  залы, спортсменам – как личность, добивающаяся поставленных целей…  И всё это вместе важно любому человеку – потому что через всё  творчество Кима красной линией проходит нетерпение к  самолюбованию, самоутверждению, и на первом месте стоят категории  обладателя внутренней свободы, в основе которой его же  расшифровка формулы жизни - «мир без песен пресен».  Он говорит, что «совесть – категория нравственная…» и, может,  поэтому взгляд его не в пол или в потолок, а прямо в глаза. Вот так и со  сцены он смотрит – как будто каждому в глаза, как будто каждому поёт  – обо мне, о тебе, обо всех нас.  |